Главная » Сведения об образовательной организации » Образование » Краткая презентация ООП ДО МДОУ №6 "Ленок"

Краткая презентация ООП ДО МДОУ №6 «Ленок»

Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №6 «Ленок» разработана на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства образования и науки Российской Федерации (протокол от 20 мая 2015, №2/15, номер в реестре – 3)) с использованием:

• примерной образовательной программы дошкольного образования «Развитие» под ред. Булычевой А.И. ((НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера «РАЗВИТИЕ»), одобрена Экспертным советом ФГАУ «ФИРО» по образованию и социализации детей, Протокол от 25.05.2016.г. № 10);
• программы воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учрежедений «Кроха» под ред. Г.Г. Григорьевой.

Целью Программы является развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических особенностей.
Программа способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Цель Программы достигается через решение следующих задач:
• охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
• обеспечивать равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
• создавать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
• объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• формировать общую культуру личности ребенка, в том числе ценности здорового образа жизни, предпосылки учебной деятельности, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;
• формировать социокультурную среду, соответствующую индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
• обеспечивать психолого-педагогической поддержкой семьи и повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
• обеспечить преемственность целей, задач, методов и содержания образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования на всех этапах жизни человека.

При осуществлении образовательной деятельности учитываются направления развития ребенка, представленные в пяти образовательных областях, определенных ФГОС ДО:
• физическое развитие;
• художественно — эстетическое развитие
• социально — коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие.

Контингент воспитанников представлен следующими возрастными категориями:
• дети раннего возраста (от 1 г. 6 мес. до 3-х лет);
• дети дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет).

Программно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса представлено следующими программами и пособиями:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Князева О.Л. Программа социально-эмоционального развития дошкольников «Я – Ты – Мы». М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ». 2005. – 168 с.
Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 144 с.
Алябьева Е.А. Дни этики в детском саду. Планирование, игры, сказки, стихи. – 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 160 с.
Гришаева Н.П. «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие/Н.П. Гришаева. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 184 с.
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Программа гражданско-патриотического воспитания «Мы живем в России». Средняя группа. М.: Скрипторий 2003, 2016. – 104 с.
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Программа гражданско-патриотического воспитания «Мы живем в России». Подготовительная группа. М.: Скрипторий 2003, 2008. – 98 с.
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Программа гражданско-патриотического воспитания «Мы живем в России». Подготовительная группа. М.: Скрипторий 2003, 2011. – 96 с.

Соловьева Е.В. воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5-7 лет в детском саду: методическое пособие для воспитателей/Е.В. Соловьева, Л.В. Редько. – М.: Просвещение, 2014. – 80 с.
Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. Методическо пособие для занятий с детьми 5-10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 144 с.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Лыкова И.А. Программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности. – М.: Цветной мир, 2017. – 144 с.
Каплунова И.М, Новоскольцева И.А. Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: Невская нота. 2010. – 34 с.
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Программа гражданско-патриотического воспитания «Мы живем в России». Средняя группа. М.: Скрипторий 2003, 2016. – 104 с.
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Программа гражданско-патриотического воспитания «Мы живем в России». Старшая группа. М.: Скрипторий 2003, 2008. – 98 с.
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Программа гражданско-патриотического воспитания «Мы живем в России». Подготовительная группа. М.: Скрипторий 2003, 2011. – 96 с.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. ФГОС ДО. – М.: Цветной мир, 2016. – 144 с.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа.– М.: Карапуз, 2012. – 144 с.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. ФГОС ДО. – М.: Цветной мир, 2016. – 144 с.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. ФГОС ДО. – М.: Цветной мир, 2016. – 216 с.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. ФГОС ДО. – М.: Цветной мир, 2017. – 208 с.
Каплунова И.М, Новоскольцева И.А. Ясельки. Планирование и репертуар музыкальных занятий. – СПб.: Невская нота. 2010. – 176 с.
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. Младшая группа. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. – СПб.: издательство «Композитор». 2010. – 236 с.
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. Средняя группа. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. – СПб.: издательство «Композитор». 2010. – 270 с.
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. Старшая группа. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. – СПб.: издательство «Композитор». 2010. – 290 с.
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. Подготовительная группа. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. – СПб.: издательство «Композитор». 2009. – 368 с.
Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Планы занятий по программе «Развитие» для младшей группы детского сада. М.: УЦ им. Л.А. Венгера. 1999. – 151 с.
Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Планы занятий по программе «Развитие» для средней группы детского сада. М.: УЦ им. Л.А. Венгера. 2000. – 163 с.
Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Планы занятий по программе «Развитие» для старшей группы детского сада. М.: УЦ им. Л.А. Венгера. 2000. – 281 с.
Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной к школе группы детского сада. М.: УЦ им. Л.А. Венгера. 2000. – 268 с.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Алябьева Е.А. Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 176 с.
Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Планы занятий по программе «Развитие» для младшей группы детского сада. М.: УЦ им. Л.А. Венгера. 1999. – 151 с.
Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Планы занятий по программе «Развитие» для средней группы детского сада. М.: УЦ им. Л.А. Венгера. 2000. – 163 с.
Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Планы занятий по программе «Развитие» для старшей группы детского сада. М.: УЦ им. Л.А. Венгера. 2000. – 281 с.
Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной к школе группы детского сада. М.: УЦ им. Л.А. Венгера. 2000. – 268 с.
Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: игры-занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2016. 128 с.
Дыбина О.В. Рукотворный мир: игры-занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2016. 128 с.
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Программа гражданско-патриотического воспитания «Мы живем в России». Средняя группа. М.: Скрипторий 2003, 2016. – 104 с.
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Программа гражданско-патриотического воспитания «Мы живем в России». Старшая группа. М.: Скрипторий 2003, 2008. – 98 с.
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Программа гражданско-патриотического воспитания «Мы живем в России». Подготовительная группа. М.: Скрипторий 2003, 2011. – 96 с.
Карпухина Н.А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. − Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008 − 272 с.
Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающими миром. Экспериментирование. М.: — Детство-Пресс. – 2016 г. – 128 с.
Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2015. – 232 с.

Образовательная область «Речевое развитие»

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. 2-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. – 2014 г.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. – 2014 г. – 102 с.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. – 2014 г. – 95 с.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа 6-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. – 2015 г. – 77 с.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа 6-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. – 2016 г. – 141 с.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа 6-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. – 2014 г. – 107 с.
Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Планы занятий по программе «Развитие» для младшей группы детского сада. М.: УЦ им. Л.А. Венгера. 1999. – 151 с.
Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Планы занятий по программе «Развитие» для младшей группы детского сада. М.: УЦ им. Л.А. Венгера. 1999. – 151 с.
Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Планы занятий по программе «Развитие» для средней группы детского сада. М.: УЦ им. Л.А. Венгера. 2000. – 163 с.
Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Планы занятий по программе «Развитие» для средней группы детского сада. М.: УЦ им. Л.А. Венгера. 2000. – 163 с.

Образовательная область «Физическое развитие»

Кроха: программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошк. учреждений / [Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др.]. – М.: Просвещение, 2007. – 80 с.
Кочетова Н.П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста. М.: Просвещение. – 2001 г.
Желобкович Е.Ф. Физкультурные занятия в детском саду: 2-я младшая группа. М.: Скрипторий 2003. 2012. – 160 с.
Желобкович Е.Ф. Физкультурные занятия в детском саду: средняя группа. М.: Скрипторий 2003. 2014. – 192 с.
Желобкович Е.Ф. Физкультурные занятия в детском саду: старшая группа. М.: Скрипторий 2003. 2010. – 216 с.
Желобкович Е.Ф. Физкультурные занятия в детском саду: подготовительная группа. М.: Скрипторий 2003. 2014. – 224 с.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей. Важность этой работы подчеркивают нормативно-правовые документы:
• ФГОС ДО называет сотрудничество с семьей одним из основных принципов дошкольного образования;
• в Законе «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Одной из главных задач, обозначенных ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Это по-новому определяет работу детского сада с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – составляющих успешной социализации ребенка. В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Принципы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
2. Индивидуальный подход.
Он необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой — либо ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе — качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
5. Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Задачами построения взаимодействия с семьей являются:
• изучение фактического социального, физического и психического развития ребенка в семье, установление доверительных отношений в ДОУ и семье каждого ребенка;
• обеспечение родителей минимумом педагогической и психологической информацией;
• реализация единого подхода к ребенку с целью его личностного развития.

Определены условия успешной работы с родителями:
• изучение социального состава родителей, уровень образования, состав и социальное благополучие, выявление семей риска, спрос и предложения на услуги;
• дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
• возрастной характер работы с родителями;
• целенаправленность, систематичность, плановость;
• доброжелательность и открытость.

Сотрудничество с родителями строится на основе следующих принципов:
• единый подход к процессу воспитания ребенка;
• открытость дошкольного учреждения для родителей;
• взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
• уважение и доброжелательность друг к другу;
• дифференцированный подход к каждой семье;
• равная ответственность родителей и педагогов.

В детском саду выделяются следующие направления работы с родителями:
• информационно-аналитическое направление (анкетирование, изучение социального состава семьи, изучение критериев включенности родителей в образовательный процесс, изучение социального заказа);
• познавательное направление (родительские собрания, консультации, анкетирование, индивидуальные беседы, неделя открытых дверей, мастер-классы, тренинги);
• наглядно-информационное направление (родительские уголки, папки-передвижки, семейный и групповые альбомы, фотомонтажи, фотовыставки, семейный вернисаж, копилка «Добрых дел», издательская деятельность, сайт детского сада);
• досуговое направление (праздники, спортивные развлечения, совместные проекты, выпуск газет, выставки творческих работ детей и родителей, спектакли, семейные клубы, творческие студии).

Педагоги ежегодно составляют планы работы с родителями с учетом годового плана ДОУ, тематики самообразования, а также особенностей коллектива родителей. Педагогическое просвещение родителей в детском саду начинается задолго до прихода ребенка в детский сад. На первом родительском собрании заведующий детским садом, медсестра, старший воспитатель, педагог-психолог подробно освещают вопросы подготовки ребенка к поступлению в детский сад. Специалисты детского сада квалифицированно отвечают на вопросы, касающиеся здоровья и воспитания малыша, особенностях адаптационного периода. Прием детей проводится по графику, согласованному с родителями, устанавливается индивидуальный режим для каждого поступающего малыша, с постепенным привыканием к общему режиму. По запросу родительские собрания во всех возрастных группах посещают заведующий детским садом, старший воспитатель, педагоги-специалисты, педагог-психолог, учитель-логопед, на них оказывается консультационная помощь семье. В каждой группе, в методическом кабинете, кабинетах педагогов-специалистов находится банк информационных ресурсов, содержащий материалы для работы с родителями (законными представителями):
• подборка консультаций и бесед;
• презентации;
• медиатека;
• электронные книги, периодические издания;
• анкеты, опросники.

Во всех группах оформлены уголки наглядной информации для родителей. В практике работы детского сада используются семейные конкурсы, создание совместных образовательных проектов; практическое взаимодействие родителя с ребенком в различных детских деятельностях (игровой, учебной, спортивной и др.), поддержка образовательных инициатив семьи.